Только один день в Афинах – что посмотреть христианину и любителю византики?

Количество христианских церквей в Афинах было наибольшим, как не странно, именно в период турецкого ига. Так в 17 веке, французский монах-иезуит Бабен (Babin) насчитывает около 300 христианских церквей, а другой французский путешественник Спон ( J.Spon) — более 200. Турки не разрушали христианские храмы в Афинах – наибольшее количество их было снесено и разрушено именно после освобождения от ига турков, с возникновением нового европейского греческого государства, с целью возрождения памятников античности, на основе которых эти церкви были построены (и благодаря чему эти античные памятника так хорошо сохранились до наших дней).

Из 150 раннехристианских, византийских и поствизантийских церквей, которые насчитывались в Афинах в 19 веке, только 24 сохранились до наших дней в сохранности, 20 – в сильно разрушенном виде, 11 — в сильно измененном виде в связи с последующими перестройками, 10 были заменены новыми и 85 церквей были снесены и разрушены.
Самым трагичным для судьбы многих византийских церквей стал период перестройки столицы нового европейского греческого государства – приблизительно с 1835 по 1850 год. Улицы города расширялись, перестраивались, строились новые – многие церкви оказавшиеся на их пути безжалостно разрушались. Прекрасная византийская церковь Капникареа, которую можно сегодня увидеть посередине центральной улицы Ерму избежала сноса буквально в последний момент – и только благодаря личному заступничеству ценителя архитектуры баварского короля Людовика, отца новопровозглашенного греческого короля Отона. Кроме того по распоряжению тогдашнего правительства нового греческого государства активно продавались земельные участки церквей – вырученные деньги использовались для строительства нового Афинского Университета, а плиты разрушенных византийских церквей использовались как строительный материал для возведения нового Храма Афинской Митрополии. Считается, что около 70 византийских церквей были снесены в угоду плану обновления городских улиц.Многие оставшиеся ждала еще более трагическая судьба. Активно начавшиеся археологические раскопки привели к уничтожение очень многих, которые, как предполагалось, были возведены на месте памятников античности. Очень часто церковь расрушалась чтобы раскопать что-то античное под ней , даже если не было четкого исторического свидетельства о наличии такового – просто в результате предположения. Около 30 византийских церквей были разрушены для археологических раскопок.

Итак если в нашем распоряжении только несколько часов в Афинах и небольшая прогулка по центру– что стоит посмотреть из православных византийских церквей.

Русская Церковь (Россики Екклисия) или Сотира Ликодиму ( Σωτειρα Λυκοδημου – Ρωσσικη Εκκλησια)

находится на улице Филлелинон, рядом с проспектом Василиссы Амалии и центральной площадью Синтагма. Церковь относится к первой половине 11 века. В годы турецкого владычества здесь располагался монастырь и церковь была его главным храмом. Монастырь был почти полностью разрушен сильным землятресением в 1701 году – церковь почти не пострадала. В 1780 году турецкий правитель Афин Али Хасеки, занимавшийся строительством новых городских стен в этом районе, дал приказ уничтожить остатки монастыря. В период освобождения от турецкого ига этот храм претерпел сильные разрушения, и в полуразрушенном виде был куплен в 1847 году российским правительством, которое восстановило его для организации русской церкви в столице Греции – тогда он получил имя Святой Троицы. Тогда же рядом с ним была построена и высокая колокольня. Это большой восьмиугольный храм с обширным куполом, типа впечатляющих византийских церквей монастыря Дафни в Афинах или монастыря Святого Луки в Беотии. Византийский мраморный невысокий иконостас был заменен русского типа высоким, а роспись немецкого художника романтического направления Людовика Тирса заменила в 1847 сохранившиеся к тому времени византийские фрески. В подвалах церкви есть вход в подземные катакомбы, которые, как говорят, связывают его с Акрополем.

Россики Екклисия или Сотира Ликодиму . Византийская церковь 11 века – в 1847 году была куплена российским правительством и переименована в храм Святой Троицы.

Церковь Сотира Коттаки(Σωτειρα του Κοττακη) или Преображения Господня
( Μεταμορφωση του Σωτηρος) – находится в начале улицы Кидафинеон. Византийский крестово-куполный храм относится к 11-12 веку. Пристройки с западной и южной стороны относятся к 1908 году. В 1847 году, до обновления храма Русской Церкви Святой Троицы, этот храм временно служил как русская церковь в Афинах.
 Сотира Коттаки ( Преображения Господня)

Церковь Святого Николая Рагавы (Αγιος Νικολαος Ραγκαβας) – находится на пересечении улиц Пританиу (Πρυτανειου) и Епихарму( Επιχαρμου). Основной византийский крестово-купольный храм относится к 11-12 веку. С северной стороны позднее была пристроена часовня Святой Параскевы. Впоследствии храм был увеличен еще одной пристройкой.
 Церковь Святого Николая Рагавы ( Агиос Николаос Рагавас)

Церковь Святого Иоанна Богослова (Αγιος Ιοαννης Θεολογος) — находится на пересечении улиц Ерехтеос (Ερεχθεως) и Эротокриту (Ερωτοκριτου). Византийский крестово-купольный храм относится к 11-12 веку и сохранился до наших дней без особых изменений.
 Храм Святого Иоанна Богослова. Снимок из фотоальбома Музея Бенаки.

Храм Преображения Господня (Μεταμορφωση του Σωτηρος).Находиться на северном склоне Акрополя, на улице Феориас (Θεωριας) . Считается, что относится к 14 веку. Крестово-купольный византийский храм с высоким куполом. Об истории его ничего не известно. Пристройки с восточной и западной стороны очевидно построены позднее основного храма. С южной стороны есть маленькая часовня Святой Параскевы.
Храм Преображения Господня ( Метаморфоси ту Сотирос) на северном склоне Акрополя.

Церковь Святых Апостолов Солаки (Αγιοι Αποστολοι του Σολακη) – находится на границах археологического комплекса Древней Агоры, с юго-восточной стороны, в конце улицы Полигноту (Πολυγνωτου), среди руин античных и римских памятников. Относится к 11 веку. Крестово-купольный византийский храм с боковыми пристройками так называемого ”афонского ” типа – так построены почти все главные храмы монастырей на Святой Горе Афон. Во время турецкого ига это была простая приходская церковь и название Солаки происходит очевидно от имени семьи, которой она принадлежала. В 1877 году с западной стороны была добавлена пристройка В 1954-56 годах его начальный вид был восстановлен по плану архитектора и археолога Яниса Травлоса и все позднейшие архитектурные изменения были удалены – деньги для работ по восстановлению были предоставлены американским фондом Кресса.
 Церковь Святых Апостолов Солаки (Агии Апостоли ту Солаки) замечательный образец византийской архитектуры 11 века. Находится рядом с археологическим комплексом Агоры.

Церковь Агиа Динамис ( Святой Силы) Αγια Δυναμις – находится как раз под зданием Министерства Образования, на улице Митрополеос
( Μητροπολεως), недалеко от центральной площади Синтагма. Очень маленький византийский храм, являющийся подворьем монастыря Пентели. Все остальные здания этого подворья были разрушены или во время работ по расширению улицы Митрополеос или строительства нового здания министерства.
Церковь Капникареа — Находится в центре улицы Ерму ( Ερμου), снос церкви был предусмотрен в процессе работ по расширению улицы Ерму и она была спасена только в результате личного вмешательства отца возведенного на греческий престол принца Отона, короля Людовика Баварского Относится к 11 веку . Роспись храма принадлежит видному греческому художнику 20 века Фотису Котдоглу, работавшего в византийском стиле над росписью некоторых храмов.

Церковь Святого Елефтерия или Храм Богородицы(Панагия) Горгоэпикос. Называемая также иногда Микри (маленькая) Митрополи, находится с южной стороны современного Храма Афинской Митрополии. Относится к 12 веку. В строительстве этого византийского крестова-купольного храма было использовано множество плит античного происхождения от древних развалин. Хотя ничего достоверно неизвестно об этой церкви в годы, предшествующие турецкому игу, она традиционно связывается с именем последнего митрополита Афин перед захватом города франками – известным мыслителем своего времени Михаилом Хониатисом. В годы турецкого ига она служила резиденцией афинских митрополитов. После освобождения от турецкого ига использовалась как публичная библиотека. Была посвящена Святому Елефтерию после изгнания первого греческого короля баварца Отона в 1862 году. После возведения Храма Афинской Митрополии действует как его придел.

Церковь Панагия Горгоэпикос или Святого Елефтерия. Находится с южной стороны Храма Митрополии.

Митрополис – Кафедральный Собор Афинской Митрополии. – находится на большой площади посередине улицы Митрополеос( Μητροπολεως). Он был построен в 19 веке и не является церковью византийской эпохи, но как кафедральный храм Афинской Митрополии заслуживает своего внимания. Первый камень был заложен в 1842 году а открытие и освящение храма, получившего имя Церкви Благовещения состоялось 20 лет спустя — в мае 1862. Средства на его постройку были выручены частью от продажи земельных участков, принадлежащих церкви, частью предоставлены Афинской Мэрией и вкладами греческих королей. План для строительства храма был создан датским архитектором Теофилом Хансеном в готическом стиле, но с использованием элементов византийской архитектуры. Строительство, начатое по этому плану, было приостановлено в 1843 году в связи с истощением собранных денежных запасов. В 1846 году был объявлен новый конкурсархитектурных проектов – для превращения храма в ”эллиновизантийский”. Победу одержал архитектор Димитрис Зезос, который и сменил датчанина Хансена в руководстве строительством, которое продолжилось очень медленно и с перерывами. В 1857 году, после смерти Димитриса Зезоса, руководство строительством Афинская Мэрия передала французскому архитектору Ф. Буланже. Для росписи храма”в византийской традиции” снова был объявлен конкурс — победу одержал художник С. Ялинас, живущий в Вене. Он осуществил роспись храма с помощью баварского художника Александра Максимилиана Заица. Скульптурные элементы внутреннего украшения храма – амвоны и саркофаг священномученика Григория V Патриарха Константинопольского, создал скульптор Г. Фиталис.
Несмотря на надежду что новый храм Митрополии нового греческого государства станет впечатляющим памятником архитектуры и все потраченные на это средства – он им не стал и ”эллиновизантийская традиция ”его стиля не может сравнится с красотой настоящих византийских церквей. Попытка соединить византийскую традицию с господствующими в 19 веке архитектурными и художественными направлениями потерпела провал по мнению многих представителей греческой мысли.
 Кафедральный Собор Афинской Митрополии, построенный в 19 веке.

Церковь Святой Екатерины ( Αγια Αικατερινη) находится в историческом центре города, на Плаке, на площади, тоже носящей имя Святой Екатерины. Основной храм, к которуму примыкают позднейшие пристройки относится к 11-12 веку. Эта византийская церковь носила имя Святого Феодора. В период турецкого владычества храм был предан монастырю Святой Екатерины на Синайской горе и поэтому изменил свое название, став церковью Святой Екатерины. В 1839 году, по свидетельству путешественника Дидрона (Didron), храм был полуразрушен. Это традиционный византийский крестово-купольный храм, восстановленный в начале 20 века .

Церковь Пантанасса или Монастираки – находится на пересечении улиц Митрополеос( Μητροπολεως) и Афинас ( Αθηνας) в начале торгового района Монастираки, напротив станции Монастираки афинского метрополитена. Время ее создания этой базилики определяется 10 веком. В результате перестроек, произведенных в 1890 и в 1911 годах ее западная часть претерпела изменения и также была воздвигнута высокая колокольня, носящая черты классического стиля. Церковь эта была главным храмом какого то женского монастыря в византийскую эпоху, а впоследствии являлась подворьем монастыря Кесариани. Она носила имя Храма Монастыря Пресвятой Богородицы Пантанасса. Археологические раскопка 1885 года и строительство станции первой наземной линии метрополитена привели к сносу всех остальных сохранившихся зданий монастыря. Сейчас ее обычно называют церковь Монастираки – по имени знаменитого базара, расположенного рядом.

Агии Анаргири, подворье монастыря Гроба Господня в Иерусалиме – находится  на улице Еротокриту (ΕΡΩΤΟΚΡΙΤΟΥ) 10 3  в туристической зоне около Акрополя Плака (ΠΛΑΚΑ)

Греция для православных паломников и любителей византийской традиции
Афины. Часть I
Афины. Часть II
Афины. Часть III
Афины. Часть IV
Афины. Часть V
 Афины. Часть VI
Афины. Часть VII
Афины. Часть VIII

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s