Греция для православных паломников и любителей византийской традиции. Aфины Часть VII

Афины. Часть I
Афины. Часть II
Афины. Часть III
Афины. Часть IV
Афины. Часть V
 Афины. Часть VI

Aфины Часть VII

Оморфоклисия (Прекрасная Церковь) в Галаци (Ομορφοκλησια στο Γαλατσι)

Под названием Прекрасной церкви этот храм, посвященный Святому Георгию, известен всю свою историю, оно же отмечено на надписи 1769 года, находящейся в нем. Это позволяет судить, что даже в те времена, когда Афины сохраняли еще все свои византийские церкви, она особо выделялась среди всех них своей красотой. Она и сегодня привлекает взгляд своим изяществом и гармоничностью, особенно в сегодняшнем плотном окружении всех многочисленных, лепящихся друг на друга, сооружений современных эллинов, не обладающих и тенью стиля строений прошедших веков.

Оморфи Екклисия ( Ομορφη Εκκλησια) (Прекрасная Церковь) – или Оморфоклисия в более упрощенном народном произношении, вид с северо-западной стороны. Носит имя Святого Георгия. Сам храм, пареклиз и портал относятся к одному и тому же времени – концу 12 века.

Она довольно маленькая по размеру — 10 с половиной на 11 метров, традиционного крестово-купольного, вписанного в квадрат, стиля , с пареклизом с южной стороны и порталом с западной. Купол характерен для афинских церквей – восьмиугольный и возвышающийся над остальным зданием, он часто именуется “афинским“.Несмотря на некоторую разницу в манере возведения и некоторые другие архитектурные делали, тем не менее кажется доказанным, что все части церкви были построены в одно и то же время – в конце 12 века. Также предполагается что Оморфоклисия была главным храмом какого-то не сохранившегося монастыря – иначе трудно объяснить возведение столь прекрасной церкви на таком большом расстоянии от центра средневекового города (находится в Галаци — одном из районов современных разросшихся Афин).

В храме сохранилось большое число средневековых фресок второй половины 13 века. Хуже всего сохранились находящиеся в нижней части храма. В прекрасных фресках несомненно заметно влияние западной традиции.

Деталь из росписи Входа Господня в Иерусалим. У входа в врата Иерусалим, шесть полных напряженного ожидания Мессии жителей во главе с бородатым старцем. В росписи чувствуется влияние легкой западной кисти.

В портале сохранились детали из жития Богородицы, мученичества Святого Георгия, Бракосочетания в Канах, принесение в жертву Исаака Авраамом.
В храме соблюдена византийская традиция росписи, сложившаяся к тому времени – с изображением Христа Пантократора на куполе, которого художник Контоглу, работавший в 20 веке над росписью и реставрацией церквей в византийской манере, очень ценил.

Христос Пантократор на куполе храма Святого Георгия – Оморфоклисии. Хотя соблюдены все традиционные каноны этого изображения в византийской живописи, отсутствует неподвижность и застылость, так характерная для множества их них – изображение отличается живостью и одухотворенностью. Известный художник Фотис Контоглу, работавший в византийской манере высоко ценил эту фреску за ее художественные достоинства.

Внизу на стенах храма изображения святых, где особый интерес вызывают изображения двух в одеянии цистерцианских монахов ( католического монашеского ордена, отделившегося в 11 веке от бенедиктинского). В алтарной части пареклиза сохранились изображенные друг против друга сцены из Старого и Нового завета ( Тайная вечеря – Святая Троица на трапезе у Авраама).
 Тайная Вечеря из северной части пареклиза Оморфоклисии. Христос справа, со склонившимся ему на грудь любимым учеником Иоанном. На противоположном конце стола, на почетном месте Святой Петр. Слева в двух местах от него – склонившийся над столом, готовый к предательству Иуда – единственный из учеников без нимба над головой.

Художники, работавшие над росписью церкви были скорее всего местными – вряд ли для росписи столь незначительного храма стали бы приглашать иностранных мастеров. И тем не менее влияние западной манеры прослеживается очень четко. В годы франкократии манера изображения византийских церквей пережила период обновления. Стиль, аналогичный фрескам Оморфоклисии, можно увидеть в церкви Святой Троицы в Краниди Ермиониды, там же надпись 1244года, свидетельствующая о работе художника Иоанна Афинянина. Манера византийской живописи получает новый толчок и вдохновение – но не напор властителей франков приводит к этому, а творческое развитие византийской традиции.

Немного из истории Афин византийского периода.

Хотя с закрытием афинских философских и риторических школ была закрыта можно сказать и последняя страница их славной древней истории, городу не была уготовлена судьба исторического забвения и упадка – он продолжал расти, развиваться, нести на себе печать истории. Город рос и строился, выйдя уже далеко за границы древних городских стен эпохи императора Адриана. В эпоху императора Юстиниана были построены уже новые стены и обновлены старые, окружавшие город старой греко-римской эпохи. Третья защитная стена, которая окружала холм Акрополя периметром в полтора километра была построена уже в середине 11 века.
Раскопки на всей территории древнего города обнаруживают и следы многочисленных византийских построек и церквей. Особенная активность застройки наблюдается в 6-7 веках, когда строится кафедральный собор Великой Богоматери на территории библиотеки Адриана.
 Развалины византийских строений во восточной части древней агоры. Из книги “Строительное развитие Афин “ И. Травлу.

Все указывает на то, что в этот период Афины снова переживают некоторое развитие, чем и объясняется возвышение их в статус церковной митрополии, в середине 8 века. Резиденция митрополита находилась на территории Акрополя. Митрополит Афинский был достаточно сильной политической фигурой византийской империи, защищавшим права афинян от злоупотреблений византийских властей. Административное управление осуществлял глава епархии – провинции, имевший также титул Афинарха. Византийское управление очень часто несло авторитарные черты, ущемлявшие права афинян, о чем свидетельствует один исторический факт – в 915 году разгневанная толпа афинян забила камнями в христианском храме Парфенона, где он спрятался, одного тираничного Афинарха.

В восьмом веке Афины переживают новый толчок в развитии, связанный с именем афинянки по происхождению византийской императрицы Ирины, супруги императора Льва Четвертого. В пятом веке другая афинянка занимала византийский престол – дочь афинского философа Леонтия, Евдокия, сочетавшаяся браком с Феодосием Вторым.
В годы правления императрицы Ирины ее родственники из аристократической семьи Сарандапихов возглавили город. Патриций Константин Сарантдапих упоминается как правитель Афин, а сын его Феофилакт входил в ближайшее окружение византийского императора. В 807 году еще одна афинянка – племянница Ирины, Феофания взошла на византийский престол, как супруга Ставракия.

С девятого века в Афинах возводятся новые постройки. Вместе с обновлением раннехристианских храмов, построенных на основах античных, строится много новых. Строительство это достигает апогея в 11 и 12 веках с возведением целого ряда прекрасных церквей – таких как Церковь Святых Апостолов Солаки на территории Древней Агоры, соборы Святых Бесплотных Сил Тесейона и Агии Феодори на современной площади Клафмонос , церковь Капникареа, Храм Богородицы Горгоэпикос (или Св Елефтерия) – Маленькая митрополия, Св Николая Рагавы, Св. Екатерины, и восьмиконечного типа храм Сотира (Спасителя) Ликодиму – сейчас Русская Церковь Святой Троицы и другие. Но и за пределами Афин строились прекрасные храмы монастырей, как монастырь Дафни, Оморфоклисия (Прекрасная Церковь), Монастыри Астериу и Кесариани.

В тот же самый исторический период ( 9-12 век) активно строятся и жилые дома, районы были густо населены . Тип афинского жилого дома византийской эпохи не отличался от своего античного предшественника. Жилой дом всегда строится вокруг внутреннего дворика, в котором с одной стороны часть дома с навесом защищала от афинского солнца. Но и сами улицы Афин византийского периода строились по античной схеме, что в определенной степени сохранилось и в современном городе.
В 1018 году Афины посетил победитель болгар император Василий Второй, он вознес благодарности Богородицы за успех своего завоевательного похода в храме Богородицы Афиниотиссы в Парфеноне и принес храму много даров.

В 11 и 12 веке Афины представляют собой развитый густонаселенный город, достаточно крупный торговый центр – об этом свидетельствует указ 1082 года императора Алексия Первого, предоставлявший право выгодной торговли венецианским купцам в Афинах и прилегавших к ним районах. Там находились известные центры производства оливкового масла, вина и меда – известностью пользовался *мед Гимета* с горы Имитос, развита была торговля всего добываемого из моря – всего для еды и ракушек, широко продавалась порфира, получаемая из красных водорослей и используемая для окраски тканей в багрово-красный цвет (в основном одеяний византийских императоров).

Имеющиеся данные позволяют судить, что слава Афин достигла самых отдаленных уголков Европы – о них знали в те времена в Скандинавии, на Британских Островах и даже в далекой Исландии. Широкой известностью пользовался Храм Богородицы Афиниотиссы в Парфеноне – на ежегодный Праздник Святой Девы в него стекались паломники из всей Европы.

Но мыслители той эпохи не забывали о былой славе Афин и как античного центра. В 11 веке Михаил Пселлос писал что развалины античных Афин – Академия, Сады Философов, Стоа — славнее многих нынешних городов. В 1182 митрополитом Афин стал Михаил Хониатис, заметный мыслитель своей эпохи, большой знаток и ценитель античности, избрание которого большинство афинян встретило с большим энтузиазмом. Митрополитом владела мечта о возрождении славы города, равной масштабу античности. Время, в которое ему пришлось действовать в Афинах (он был митрополитом с 1182 по 1204 год) , было к сожалению очень неблагоприятным. Когда он вступил на престол, город только что пережил разрушительный набег сарацинов, а неурожайный год совсем опустошил его закрома. Многое в городе было разрушено, а голод душил его население. Авторитарное правление византийских властителей, продолжавших выжимать налоги, только усугубляло ситуацию.

Михаил Хониатис, митрополит Афинский(1182-1204), с фрески Храма Святого Петра Каливия Кувара. Большой знаток и ценитель Афин и их славного прошлого, он много сделал для возрождения города, хотя и период его деятельности был очень исторически неблагоприятным.

В своей речи при вступлении на престол митрополита в храме Парфенона , Хониатис много говорил об истории и значении Афин, но очень скоро с горечью понял что страницы былой славы были во многом непонятны простому народу. Деятельность митрополита была направлена на улучшение жизни афинского народа, во многом страдавшего в тисках византийской власти, и конечно же на возрождение Афин как духовного и научного центра. Усилиями нового митрополита была значительно обогащена Библиотека Афинской Митрополии многими редкими манускриптами, которые он привез из Константинополя и другими которые он разыскал в Афинах, а резиденция его на Пропилеях Парфенона стала центром духовной жизни города. Но к концу своего правления Михаил Хониатис стал свидетелем нового падения Афин – в 1203 году в город вторгается правитель Нафплиона Леонтас Сгурос и спешно организованная митрополитом оборона города помогла отстоять только Акрополь.
Ослабленные Афины стали легкой добычей для вторгшихся на следующий год франков – и начался период франкократии.

Афины. Часть VIII

Copyright Atena Boutsiani 2008
Все авторские права защищены

Оставьте комментарий