Греция для православных паломников и любителей византийской традиции. Aфины Часть V

Афины. Часть I
Афины. Часть II
Афины. Часть III
Афины. Часть IV

Aфины Часть V

МОНАСТЫРИ

Много византийских монастырей, находящихся в черте города современной греческой столицы, находятся на горе Имитос (Гимет в классическом русском переводе его древнего названия) – в северо-восточной части Афин. Гора Имитос — одно из легких загазованной греческой столицы, его зелень, относительно близко примыкающая к лишенному уже всякой тени зеленого массива центру города, сделало районы Афин, близкие к горе, самыми любимыми, элитарными и бьющими по карману. Но в то же время дающими возможность счастливцам, в них проживающим, сделать семейные вылазки на природу и увлечение горным треккингом обычным делом – чего очень многие обитатели греческой столицы, к сожалению, уже никогда не могут себе позволить — понятие парка, зеленого массива и прогулки на свежем воздухе совсем испарилось из сознания афинян за последние десятилетия с связи с бессистемной и хаотичной застройкой города.

Прогулки “ под сенью Гимета“ принесут и очень интересную встречу с местом, которое в период византийской империи было местом аскетизма подвижников, удалявшихся от жизни города под сень горы, для лучшей встречи в тишине и покое малодоступных горных мест со Всевышним — местом монастырей, своего рода средневековым Афинским Афоном.
Монастыри Кесариани, Астериу, Св. Иоанна Кареа, Св. Иоанна Богослова и Св. Иоанна Кинигу (Охотника) свидетельствуют о расцвете монашеской традиции в 10 веке и связаны с именами аскетов и видных представителей тогдашней монашеской традиции Св. Луки Стериота и Никона Метаноита, память о которых сохранилась благодаря их посещению центрального афинского храма Богородицы Афиниотиссы в Парфеноне.

Византийские императоры династии Македонов, а впоследствии Комнины придали новое значение делу развития греческой провинции, где находился бывший центр античной мысли, что выразилось в строительстве многих церквей и монастырей. Но в то же время, расцвет монашеской традиции совпал с периодом возрождения интереса к античной мысли, что особенно нашло свое выражение в личности Митрополита Афин Михаила Хониатиса (1184-1204), который,будучи также видным мыслителем своего времени, большое внимание уделял также наследству античности – он был первым кто признал в храме Богородицы Афиниотиссы храм Афины Парфены. Также в его трудах мы находим упоминании о большом количестве центров аскетизма в 12 веке – монастырей на горе Имитос.

Все сохранившиеся до нашего времени монастыри позволяют определить время своего создания по типу своего центрального храма — характерного для 10-12 веков типу прямоугольного здания, в которое вписан крест, на который опирался купол, с выступающей с восточной стороны алтарной частью. Они небольшие по размеру и скромно украшены, что объясняется не только отсутствием средств, но и нежеланием создания чего-либо маштабного и отвлекающего внимание от самой молитвы. Но входящего в храм сразу привлекало изображения Христа Пантократора на куполе – это служило стремлению сразу возвести мысль от земного к Царю Небесному. В то же время простота и гармоничность линий сооружения несомненно роднило его с самим духом античного зодчества, нашедшем свое интересное продолжение в византийской традиции.

Монастырь Кесариани (Μονη Καισαριανης)
Монастырь Кесариани, посвященный Введению Богородицы во храм, в настоящее время историко-археологический комплекс, находится на маленькой равнине, спрятанной на западном склоне Имитоса, в относительной близости к районам Кесариани и Ано Илисия. Туда легко попасть после вдохновляющей горной прогулки, начать которую можно с территории Афинского Университета, расположенной под склонами горы Имитос, где районы Ано Илисия и Зографу примыкают к зеленым легким столицы.


Монастырь Кесариани. Вид с восточной стороны, слева главная церковь монастыря, посвященная Введению Богородицы во Храм, и рядом пареклиз Святого Антония. Справа в глубине византийские бани.

Впервые монастырь упоминается в 1200 году в письме сосланного на остров Кеа митрополита Афин Михаила Хониатиса игумену монастыря. Название его, по одной версии, связанно с именем основателя, некоего Кесария, или с братьями императора кесарями, высланными в Афины императрицей Ириной, или же по другой – с иконой Богородицы, присланной из Кесарии.
В то же самое время монастырь упоминается под именем Santa Siriani в документах папы Иннокентия Третьего в 1208 году, после установления в Афинах франкократии – владычества франков, завоеваний крестоносцев на востоке. Монастырь был ставропигиальным со своего основания, но даже в период франкократии оставался независимым и необложенным налогами.
Указ Патриарха Дионисия Четвертого в 1678 свидетельствует, что и “при владычии латинцев “ монастырь был “свободным, независимо действующим, под эгидой митрополита Афин находящимся“. Таким же он оставался и во весь период турецкого владычества, свидетельствуя о большом авторитете монастыря и способностях его игуменов договариваться с любыми властями.

Начальное местоположение монастыря определяется на холме с юго-запада сегодняшнего местоположения, на месте кладбища. В наше время там сохраняются фундамент раннехристианской базилики 5-6 века, где впоследствии в 10 веке был построен новый храм. Рядом с ним в период франкократии была воздвигнута и католическая церковь Святого Марка, отчего эта часть земель монастыря получила название Франкомонастиро.

Монастырь Кесариани. Остатки построек в районе кладбища. Слева очень немногие остатки византийского храма 10 века в котором изпользовались очевидно античные плиты, а справа сильно разрушенный, но в лучшем состоянии Храм Св. Марка

Монастырский центр 11 века расположился на более удобном и безопасном сегодняшнем месте. Главный храм относится к одному из вариантов крестово-купольного, вписанного в квадрат и отличается простотой и гармоничностью линий. Время его создания определяется второй половиной 11 века. Впоследствии с южной стороны храмы был пристроен пареклиз Святого Антония, а с западной, в послевизантийский период, портал, существование которого уже зафиксированно на картине художника Иоанна Ипато
1862 года . От византийских построек 11 века сохранились бани, на стенах которых была найдена система водопроводных и воздухопроводных труб. Остальные здания монастыря – трапезная, келлии и др. относятся к периоду турецкого владычества.
Большие работы по реставрации монастыря были проведены в сороковые годы службой Лесного Хозяйства, и продолжены в течении ряда лет Археологической службой.

Монастырь Кесариани, каким он был в1745 году на зарисовке русского монаха Барского. Наличие этажа с кельями в юго-восточной части было подтверждено недавними раскопками.

Монастырь Святого Иоанна Богослова или Охотника (Μονη Κυνηγου)
Находится на северном крае линии горных вершин Имитоса, на возвышении, под которым простирается равнина Месогион и Афинский бассейн Название связано с Василием Кинигосом (Охотником), из семьи Философов, которые также возвели Монастырь Святого Иоанна Богослова Философа в Димитсиане. От это происходит и другое название монастыря под которым он известен – монастырь Философов (Φιλοσοφων)
Сохранилось послание митрополита Михаила Хониатиса к монаху Василию Кинигосу (Охотнику) Философу. Также сохранилась надпись в монастыре 1205 года, вспоминающая монаха Василия Охотника Философа. Это позволяет отнести время первого обновления монастыря к концу 12 – началу 13 века, к этому периоду относится и мраморный иконостас, который был восстановлен в 1960 году в процессе работ реставрации центрального храма, единственной из построек, сохранившейся с византийского времени. Он принадлежит к типу вписанного в квадрат крестово-купольного и время его создания определяется второй половиной 11 – началом 12 века. В 17 веке с западной стороны был пристоен обширный портал. Роспись храма относится к 17- 18 и 19 веку. От византийской росписи сохранились некоторые фрагменты, относящиеся к 13 и 14 веку.

Главный храм Монастыря Св. Иоанна Богослова Охотника до работ по реставрации, проведенных в 1960 году.

Монастырь Астериу (Μονη Αστεριου)
Этот монастырь, посвященный Святым Архангелам, находится недалеко от Монастыря Кесариани и является историко-археологическим комплексом. Его имя связано с пребыванием в нем Блаженного Луки Стериота (Астериота) (слово происходит от астери – звезда), который подвизался там в молодые годы, когда он прибыл в Афины и принял постриг. Монастырь тоже был ставропигиальным, но впоследствии стал епархиальным.Его главный храм относится к сложному крестово-купольному типу и относится к 11 веку. Храм сохраняет современный ему портал. Роспись храма относится к 16 веку.

Главный храм монастыря Астериу 11 века, посвященного Св. Архангелам.

Монастырь Кареас (Св. Иоанна Предтечи) (Μονη του Καρεα)

Расположен на западном склоне горы Имитос, рядом с древним горним карьером Кары, недалеко от места, где район Кареас начинает наползать на горы. Надпись надгробной плиты найденной в южной части храма упоминает диакониссу Никагору и свидетельствует о наличии здесь молитвенного здания уже с ранних христианских времен (женщины — диакониссы были в христианской церкви в самые первые века христианства) Сам главный храм принадлежит к византийскому крестово-купольному, вписанному в квадрат, типу здания и относится к 10-12 веку. И этот монастырь был сначала ставропигиальным, но потом потерял этот статус. В период турецкого владычества он стал метохом Монастыря Святых Бесплотных Сил Петраки.
 Монастырь Иоанна Предтечи Кареа на западном склоне горы Имитос.

Монастырь Св. Иоанна Богослова (Μονη Θεολογου)

Также расположен на западном склоне горы Имитос, со стороны, где гора спускается к Афинам. Главный храм относится к традиционному крестово-купольному византийскому типу и датируется 1120 годом. Портал был добавлен в позднейшую эпоху. В храме сохранились фрески 16 века. Трапезная и другие здания монастыря относятся к периоду турецкого ига.

 Афины. Часть VI

Copyright Atena Boutsiani 2008
Все авторские права защищены 

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s