Греция для православных паломников и любителей византийской традиции. Афины Часть II

Греция для православных паломников и любителей византийской традиции.
Афины Часть I


Античный храм Артемиды,перестроенный в христианскую церковь (1751-53гг Рисунок J.Stuart и N. Revett)


Восстановленный макет Акрополя второй половины 15 века. Парфенон имеет вид христианской церкви. Эрехтейон был перестроен в церковь в 7 веке, но в период франкократии стал резиденцией латинского епископа Афин и представлен на макете в этом виде.

Первые христианские церкви Афин начинают строится в середине 5 века, когда христианство уже приобретает значимость. Они строятся в основном за пределами города, так как в самом бывшем славном центре античной цивилизации очень трудно было найти места для застройки Единственным исключением являлся Тетракохо, больших размеров впечатляющий храм, который был воздвигнут очевидно во второй половине 5-го века в центре города, во дворе Библиотеки Адриана, где и сейчас можно увидеть его руины. Богатство убранства, роскошь мозаик , а само положение храма в ценре города свидетельствуют о том, что его воздвигли властители города – многие исследования свидетельстуют о том, что он был воздвигнут по приказу Императрицы Евдокии, бывшей родом из Афин.

Руины Тетракохо у библиотеки Адриана. Тетракохо самая древняя известная христианская церковь Афин и очевидно была известна под именем Великой Богоматери.

Скоро после возвижения Тетракохо, во второй половине 5-го века , рядом с рекой Илисос, протекавшей по городу ( река не сохранилась до нашего времени, но дала свое названия многих улицам и району Афин), воздвигается большая базилика, остатки которой можно и сегодня увидеть рядом с Храмом Зевса Олимпийского. Базилика была постороена рядом с местом погребения епископа Афин Леонида, принявшего вместе с семью диакониссами мученическую смерть в Коринфе в середине 3-го века. Убранство базилики Илисоса было очень богатым. Остатки его, найденные при раскопках, позволяют судит, что возможно это была самая блестящий храм раннехристианских Афин.
Были найдены руины и двух других раннехристианских базилик но другие данные раскопок свидетельствуют также о том, что количество христианских храмов было гораздо большим.

Интересен и многое дает для понимания тогдашней ситуации сам факт, что в середине 5-го века язычники сохраняют свои действующие храмы в цетре города и на Акрополе, а христиане довольствуются строительством церквей за пределами города. Только воздвижение блестящего христианского храма в центре одним из очевидно принявших новую религию властителей составило исключение. Христианство начало очевидно свое проникновение и в высшие слои общества.

Но ситуация равенства античной и новой религии очевидно не могла продлиться долго. Уже к концу 5-го века под давлением усилившихся сторонников новой религии и самого государства языческие храмы начинают пустеть. Как свидетельствует житие философа-неоплатоника Прокла статуя Афины П арфены(Девственницы) была удалена из Парфенона с 485 года, в то время как тот же источник свидетельствует, что храм Асклепия на восточном склоне Акрополя сохранял еще статую врачующего бога. Можно смело сказать, что языческий дух живо сохранялся в Афинах, пока действовали их риторические и философские школы. Приказ императора Юстиниана 529 года о закрытии этих школ подвел черту и ознаменовал собой начало новой исторической эпохи. Новая религия властно занимала место античной. Первым примером было превращение Парфенона в христианскую базилику, очевидно во второй половине 6 –го века. Поклонение Афине Парфене уступило место поклонению Деве Марии. Похожее произошло и в широко известном и используемом сторонниками античной религии храме Асклепия Спасителя на Акрополе, где старый античный храм врачующего бога был снесен, а на его месте построена сначала церковь, посвященная сначала Христу Спасителю, а потом Святым Бессеребреникам (врачам) Косме и Дамиану.

На южном склоне Акрополя, с восточной стороне античного Дионисийского Театра была построена базилика, связанная с находившимся там же христианским кладбищем 5-го века. Можно предположить, сто воздвижение этой церкви было непосредственно связано с пямятью христиан погибших мученической смертью на арене Дионисийского театра, которая в период гонения на христианство использовалась как место отдания на съедения диким зверям мучеников-христиан.


Внутренность Эрехтейона, как ее можно увидеть сейчас. Видны основания преград, которые разделяли христианскую церковь на алтарную часть и притворы Эрехтейон единственный из античных памятников Акрополя, который сохраняет живые следы своего превращения в христианскую базилику.

В храме Гефеста на Афинской Агоре, известном как Тесейон можно и сегодня увидеть остатки росписей, сохранившихся со времни превращения его в христианскую церковь. Данные раскопок свидетельствуют, что превращение это не могло произойти раньше 600 года. К седьмому веку относится и превращение акропольского Эрехтейона в христианский храм. Античный храм Афины Победительницы, более известный как храм Ники Аптерос был слишком маленьким, чтобы переделаться в церковь и был недосягаем с восточной стороны, там, где всегда должен быть обустроен вход каждой христианской церкви. Из-за этого именно маленькая южная часть Пропилеев – парадного входа на Акрополь, была перестроена в маленькую церковь.

С течением времени античное происхождение памятников забылось, и в сознании жителей Афин византийского периода они оставались только христианскими храмами. Только Михаил Хониатис, известный интеллектуал своего времени, епископ Афин с 1182 года, который был вынужден сдать город франкам в 1204, признавал в храме Богоматери Афиниотиссы храм Афины Парфены. Впоследствие паломники из Западной Европы увидят эти церкви в свете знаний об античной эпохе.


13 января 1835 года “Прибытие Отона в Афины “, картина баварского художника Питера фон Есса. Баварский принц Отон прибывает для вступления на трон Эллады, куда его поставили европейские державы, аомогавшие освободить страну от турецкого владычества. На картине мы видим прибытие Отона в Тесейон, который еще исользовался как христианская церковь Св. Георгия Акаматоса. Служба отслуженная в честь прибытия баварского принца была последней в этом храме, впоследствии из него было убрано все, превращавшее его в христианскую церковь и он перестал действовать.

Афины Часть III

Copyright Atena Boutsiani 2008.
Все авторские права защищены

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s