ТРАДИЦИИ РОЖДЕСТВА И НОВОГО ГОДА В ГРЕЦИИ.

Рождественские праздники

Период с 25 Декабря до 6 Января называется в Греции Двенадцатидневными Праздненствами ( ΔΟΔΕΚΑΗΜΕΡΟ ΕΟΡΤΩΝ) Он начинается с праздника Рождества 25 Декабря и заканчивается праздником Богоявления 6 Января. До IV века нашей эры Рождество Христово и Богоявление праздновались вместе 6 Января. Позднее они были разделены, чтобы придать особое значение каждому из праздников.

25 Декабря праздновался как день зимнего солнцеворота во многих культурах. Отмечался поворот солнца к весне и особенно популярен был праздник бога Митры, заимствованный греками из персидского пантеона. Впоследствие христианской церковью было принято решение отмечать Рождество Христово именно в этот день, чтобы заменить традиционные языческие праздненства.

Обычай украшать дерево свечками в день зимнего солнцеворота существовал еще в античности. Дерево символизировало собой единение Подземного царства мертвых, Земли и Неба . Корни дерева означали Подземное царство, ствол Землю, а ветви протянутые вверх Небо. Зажженые свечки которыми украшалось дерево символизировали свет посылаемый с Неба на Землю и Царство Мертвых. Дерево это носило в Античной Греции название древа Жизни. Впоследcтвие в христианскую эпоху традиция эта была потеряна, и в Греции создалась традиция украшать свечками и конфетами деревянный кораблик – он украшался в день Святого Николая 6 Декабря.

Рождественское дерево в его современном виде пришло в Грецию вместе с баварским королём Отоном, поставленным на престол Греции европейскими державами после её освобождения от турецкого ига. Интересно как древнегреческая традиция послужившая источником европейской вернулась снова в виде европейского нововведения. Надо заметить что это произошло не только с рождественским деревом .Очень часто то, что считалось *европеизацией* Эллады после её освобождения от турецкого ига , имело своим корнем именно античную греческую культуру, заимствованную европейцами – и происходило просто обратное заимствование.
Надо отметить что во многих местах, особенно на близких к морю, даже после введения традиции Рождественской елки продолжался украшаться кораблик – его можно увидеть и сейчас на многих греческих островах в рождественские праздники.

Христопсомо (Χριστόψωμο) – Хлеб Христов.

Традиция приготовления Хлеба Христова продолжает соблюдаться достаточно широко хотя и не повсеместно. Его приготовление требует большого внимания и благоговейного отношения. Он печется накануне Рождества, изпользуются особые дрожжи из сухого базилика. На всегда него наносится изображение креста он может быть украшен чем-то еще.
В день Рождества за празничным столом глава семейства берет Хлеб Христов, наносит на него знамение креста и ,преломив его, раздает всем членам семьи и приглашенным. Это символизирует тот момент на Тайной Вечере когда Христос, преломив хлеб, раздал его ученикам, совершив Первое Причастие.

Празднование Нового Года

В каждом городе-государстве древней Греции Новый год начинался в разное время. У большинства это был июль-август – период сбора урожая В Афинах первым месяцем года был Экатомвеон, который длился с 15 июля до 15 августа, в Дельфах Апеллеон (июль-август), в Епидавре Азосион, также покрывавший июль-август. Но скажем на Родосе год начинался с месяца Фесмофорион (октябрь-ноябрь).

В 46 году до н.э., когда Греция уже входила в состав Римской империи, римский император Юлий Цезарь объявил что год будет начинаться с первого дня месяца Января в честь мифического бога Януса. Янус был покровителем мореплавателей и торговцев. До этого нововведения новый год в Риме начинался в марте. Первый день каждого месяца назывался в Риме calendae – календа, слово это происходит от латинского глагола calare – призывать, которое в свою очередь произошло от греческого καλώ. В первый день каждого месяца правители в Риме призывали народ на площадь и объявляли ему свои важные решения . У греков не было календ, и в латинском языке сложилось выражение *отложить до греческих календ*, что значило – до неопределенного срока. Выражение это перешло во многие европейские языки.

Первый день месяца назывался в Греции нуминия (νου-μηνία), от неос минас (νέος μήνας). В Византии он назывался архиминия (от αρχή του μήνα – начало месяца), а первый день года — архихрония (αρχή του χρόνου – начало года). С подходом Нового Года в Греции можно повсюду увидеть группы детей, заходящии во все дома, магазины, офисы, постукивающих железной палочкой по железному же треугольничку, который они держат в руках и радостно горланящих песенку начинающуюся с — Калиминия‘, Калихрония’! Это новогодняя калада – пожелание счастливого Нового года, за которое дети ждут от вас денежного вознаграждения – не дать хотя бы мелкую монетку равносильно оскорблению. Это дни которых дети ждут, потому что они дают им возможность крупно пополнить свои денежные запасы. Тот кто не слишком смел, чтобы обойти с друзьями все близлежащие дома и магазины, непременно исполнит каладу своим родителям, бабушкам и дедушкам, и близким соседям – и соберет хоть какой-нибудь денежный улов.

Обычай этот живет многие тысячелетия – он так же был заимствован римлянами из Древней Греции. Там дети держали в руках ветку оливкового дерева или лавра, украшенную плодами и кусочками белой шерсти – так называемую ересиони – от έριο (шерсть- др.греч.), тоже обходили все ближайшие дома, желая всем удачи – и им давали за это подарки. В византийскую эпоху они держали в руках ветки, зажженые фонарики и украшенные кораблики, тогда же вошел в обиход тригоно (Τρίγωνο), тот самый железный треугольничек, по которому дети постукивают создавая музыкальное сопровождение своей новогодней песенке. Нужно отметить что в Византии церковный новый год начинался 1-го сентября и заканчивался 31 августа. Но впоследствии когда в 10м веке наступление Нового года тоже стало отмечаться с 1-го января, чтобы придать важность этим дням и в церковном календаре, 1-ое Января стало отмечаться как праздник Обрезания Господня и день памяти очень любимого народом святого – Святого Василия.

Василопита


В этот день приготовляется василопита – пирог в которой запрятана маленькая монетка. Он разрезается во время новогоднего праздненства, и тому, кому попадется монетка, считается что будет и удача в этом году. Обычай этот имеет корни из античных времен. Во время Крония (Κρόνια) – праздника бога времени Кроноса (Хроноса) в Древней Греции, который перешел потом в Сатурналии Древнего Рима, делались сладости и пирожки, в которых прятались монетки, и счастливым считался тот, кому она попадется.

Христианская традиция сделала свою интерпретацию этого обычая. По её преданию, когда Кесария в Каппадокии, где святой Василий был епископом была осаждена врагами, он сделал сбор денежных средств и драгоценных украшений, чтобы предложить их неприятелю как выкуп и прекратить осаду. Неприятели же в итоге ушли сами. и тогда святой приказал испечь много пирожков, в каждый из которых запекались монеты или драгоценности, и раздать их бедным людям.

Василопиты с монеткой продаются в конце декабря во всех магазинах, супермаркетах и булочных Греции – но конечно же самой хорошей считается домашняя.


13ая зарплата

В Древнем Риме 1-го Января вступали в должность консулы и существовала традиция давать им денежные подарки. Впоследствии в этот день римские правители стали давать денежные суммы всем своим подчиненным. С переносом столицы Римской империи в Византию обычай этот перешел и туда. По Римской традиции в эти дни закрывались школы и учителя получали филодорима(φιλοδώρημα) –денежную сумму в подарок. Таким образом традиции новогодних выплат – 13ой зарплаты, принятые сейчас во многих странах, имеют римо-византийское происхождение.
В Греции в конце декабря дополнительную сумму месячного заработка получают все государственные служащие , но и все частные службы считают своей обязанностью выплатить её своим работникам. Во всех такси в эти дни рядом с таксометром приклеены бумажки с указанием суммы δώρο (доро) – подарка, который вы обязаны заплатить плюс к тому, что настучал таксометр. Какой то доро вы обязаны выплатить в эти дни всем, кто работает на вас – скажем помощницам по дому. В сущности почти вся сумма того, что выплатят вам, может разлететься на то, что должны выплатить вы.

Календари

В Греции принят новый стиль — православный новостильный юлианский календарь( он совпадает сейчас к католическим григорианким и будет совпадать еще несколько веков — потом они снова разойдуться.)

В юлианском календаре расчитано то, что Воскресение Христово должно происходить после иудейской Пасхи-Песаха, как это и было в действительности. Григорианский календарь, которого придерживаются католики уже не обращает внимание на такую *деталь* и католическая Пасха там часто бывает до иудейской.

Новый стиль юлинского календаря приведен в соответствие с астрономической действительностью – 13 дней разницы накопились за несколько веков его употребления. Поэтому все церковные праздники в Греции на 13 дней раньше их российских аналогов – в том числе и Рождество 25 декабря.

Но вот период предпасхальный – великий пост начинается в одно и то же время и у новостильцев и у старостильцев – Пасха и послепасхальная неделя всегда совпадают.
Истинная величина тропического года соответствует 365 дням, 5 часам. 48 минутам и 45,51″ секундам. В календаре, принятом в Древнем Риме во времена правления императора Нумы Помпилия было 355 дней, т.е существовала разница в 11 дней с тропическим годом. Чтобы исправить эту разницу вставлялся дополнительный месяц под названием марцедониус, имеющий 22 или 23 дня. В этот месяц производились выплаты всем наемникам и подводились денежные балансы. В течении 4 лет общее количество дней достигало 1465, и таким образом средняя продолжительность года становилась 366 и Ό дней, что опять превосходило тропический год на один день.

Чтобы исправить и эту ошибку был издан особый закон, дававший право Римским правителям изменять длительность месяца марцедониуса в зависимости от необходимости. Но правители очень часто использовали этот закон в своих интересах – чтобы подстороить под свою выборную кампанию или выплату налогов. Таким образом к 46 г. до н.э. набралась уже разница в три месяца с тропическим годом и праздники сбора урожая падали на конец зимы. Чтобы исправить ужасающую разницу римский император Юлий Цезарь обратился к знаменитому александрийскому астроному Сосигену с целью создания календаря с високосными годами, получившего название юлианского.

Но к 16 веку опять накопилась разница в 13 дней и Римский папа Григорий ввел новый календарь – григорианский ( который тоже не точно соответствует тропическому году – каждые 400 примерно лет он теряет 1 день и пять часов).

Ввод Григорианского нового календаря начался католической церковью с 1582 года, принимался в разных странах Европы в разное время и был практически закончен к началу 20 века.
Восточные поместные православные церкви никогда его не принимали. Но к 20 веку светская власть уже по всей Европе приняла новый астрономический календарь, приведенный в соответсвие с астрономической действительностью.
Принимая во внимание сложившуюся ситуацию Поместные православные церкви создали в 1919 году комиссию которая приняла решение возложить ответственность о решении вопроса об обновлении календаря на *первый среди равных* Константинопольский престол . В Греции церковь продолжала изпользовать старый юлианский календарь, но когда в 1923 году королевским указом был введен новый календарь, было принято решение об обновлении юлианского календаря и приведении его в соответствие с астрономической действительностью – не касаясь расчета Пасхалии, который оставался прежним.
Константинопольский престол согласился с этим решением и в 1924 году Константинопольский Патриарх Григорий VII (ирония судьбы…) опубликовал решение о переходе своей церкви на новоюлианский календарь.
В Греции палиоимерологитес — старостильники, сыграли роль раскольников. Решение о переходе к новоюлианскому календарю на соборе, а каждый кто не подчиняется решениям соборов поместной церкви по церковной терминологии становится раскольником.
В Греции новоюлианский календать уже стал привычным, а простой народ не знакомый с церковными тонкостями знает только что палиоимерологитес – старостильники – это какие то раскольники. Но в то же времени с уважением относится к старому стилю в других странах, если тамошняя церковь сочла нужным его сохранить.

Праздник Богоявления 6 Января.

С праздником Богоявления заканчивается период Двенадцатидневных праздников. Он символизирует первое явление Христа миру и крещение Его в Иордане Иоанном Крестителем. В Греции Феофания (Богоявление) называется еще Τα Φώτα (Та Фота – Свет) – Свет, явленный Христом миру. В этот день происходит также освящение воды в церквях.


Также согласно обычаю в этот день священник бросает крест в ближайший водоем – реку, озеро или море, и множество пловцов бросается за ним – тому, кто первым поднимет его, считается что будет способствовать удача.

На протяжении всех Двенадцатидневных праздников до дня Богоявления считается что кругом можно встретить многих каликанздаро ( καλικάντζαρος) – бесов, которые выходят на поверхность земли в день Рождества, чтобы вредить людям, и изчезают в день Богоявления. Во многих деревнях можно встретить ряженых, которые их изображают.

© Atena Boutsiani 2007.

Все авторские права защищены. Воспроизведение любыми техническими средствами возможно только при наличии письменного разрешения владельца авторских прав.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s